VII Всероссийские музыкально-педагогические чтения

15 апреля 2024 года в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова состоялись VII Всероссийские музыкально-педагогические чтения. Чтения, как открытая территория для презентации и обсуждения педагогического опыта в системе профессионального музыкального образования, организуются с 2017 года кафедрой истории музыки и кафедрой музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин Петрозаводской консерватории. Традиционно участниками мероприятия становятся представители всех трех ступеней музыкального образования, и в этом году география Чтений значительно расширилась. В очной и дистанционной форме в конференции приняли участие преподаватели учебных заведений Петрозаводска и Республики Карелия, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Ейска, Самары, Энгельса, Нижнего Тагила, Северодвинска, Тюмени, Читы и Владивостока.

В педагогическом, творческом и научном направлениях Петрозаводская консерватория теснейшим образом сотрудничает с Российской академией музыки имени Гнесиных, поэтому организаторам и участникам Чтений было особенно приятно услышать в свой адрес приветствие заведующего кафедрой педагогики и методики Российской академии музыки имени Гнесиных кандидата искусствоведения, доцента Виталия Владимировича Алеева:

Дорогие организаторы и участники Всероссийских музыкально-педагогических чтений!

От имени кафедры педагогики и методики Российской академии музыки имени Гнесиных поздравляю вас с открытием чтений – одного из заметных мероприятий Петрозаводской консерватории, ежегодно объединяющих исследователей и преподавателей из различных регионов нашей страны.

Чтения, ставшие важным совместным научно-практическим проектом кафедры истории музыки и кафедры музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин, за восемь лет своей работы сумели обозначить и обсудить многие актуальные вопросы, связанные с развитием многообразных направлений современной музыкальной педагогики. Среди наиболее важных – изучение творческих подходов выдающихся композиторов, исполнителей, музыковедов, получивших освещение сквозь призму их уникального педагогического опыта, новаторских творческих методик и индивидуальных достижений.  И, конечно, немаловажным вкладом в развитие педагогических представлений является непрерывное обновление комплекса учебно-методических материалов, что также остается одним из приоритетных вопросов. Все это в совокупности подтверждает высокую значимость мероприятия для профессионального сообщества.

Дорогие коллеги! От души желаю, чтобы Всероссийские музыкально-педагогические чтения прошли на высоком научном и творческом уровне. Ярких вам докладов и дискуссий!

 Тематические направления, предлагаемые для обсуждения на Чтениях, нашли отклик у участников и отражают основную идею чтений – интерес к вопросам, касающимся методики преподавания, поиску оптимальных решений педагогических задач, инновационных подходов к работе преподавателя-музыканта. Некоторые доклады представляли собой постановку педагогической проблемы. Например, творческое взаимодействие дирижера и оркестра (Алла Соловей, Москва), обращение к музыке эпохи барокко в классе гитары (Борис Миронов, Республика Татарстан), целесообразность использования в педагогическом процессе оркестра Карла Орфа (Юлия Егорова, Чистополь), обновление педагогического репертуара в классе фортепианного ансамбля (Екатерина Радзецкая, Москва). Доклады, обобщающие педагогический опыт в преподавании исполнительских и музыкально-исторических дисциплин представили Ольга Аскарова (Тюмень), Евгения Долгова (Санкт-Петербург), Екатерина Попова (Ейск), Ирина Пруцкова (Балаково). Вопросы, касающиеся методики обучения игре на фортепиано поднимались в сообщениях Ирины Четвериковой (Петрозаводск), Марины Коршун, Светланы Устиной и Татьяны Слободской (Балаково). Работе с одаренными учащимися в инструментальном классе были посвящены доклады Татьяны Колесниковой и Аллы Смирновой (Петрозаводск), важные нюансы в творческом развитии дошкольников подчеркнула Оксана Давидюк (Петрозаводск), тему работы с «особыми» детьми раскрыла в своем выступлении Светлана Руденко (п. Шуя). Актуальные направления исследований в области социологии музыкального образования представила Ольга Никифорова (Москва). Вопросы преподавания исторических дисциплин в вузе были обозначены в докладах «Как слушать и изучать творчество Шенберга?» (Вера Нилова, Петрозаводск), «Новая концепция русской музыки ХХ века в постсоветской России конца 1990-х» (Любовь Купец, Петрозаводск), «Опыт обучения иностранных студентов дисциплинам музыкально-исторического блока в российском музыкальном вузе: планирование и реализация» (Екатерина Девятко, Петрозаводск).

Интерес участников вызвали педагогические исследования, посвященные теме наставничества, например: необычный исторический взгляд на наставников А.К. Глазунова (Надежды Москвитиной, Самара), штрихи к портрету лидера исполнительской школы – кантелиста Тойво Вайнонена (Ольга Власова, Петрозаводск), особенности и специфика наставничества в вузе (Анастасия Зелинская, Петрозаводск), преемственность научно-педагогических традиций (Александра Устюгова, Москва) и осмысление принципов педагогической деятельности в истории и современности (Александра Селезнева, Москва; Диана Томских, Владивосток). Тематическое направление Чтений «Юбилейные даты музыкантов как ресурс педагогических инициатив» было представлено презентациями педагогических инициатив к юбилею Н.А. Римского-Корсакова Оксаны Емельяновой, Юлии Крыловой и Евгении Беловой (Петрозаводск), Елены Сидоровой (Нижний Тагил).

Участие специально приглашенных спикеров в программе музыкально-педагогических Чтений уже стало хорошей традицией. В этом году в этой роли выступила выпускница Петрозаводской консерватории – Антонина Сергеевна Максимова – в недавнем прошлом преподаватель кафедры истории музыки, а ныне заведующий отделом документов и личных архивов Российского национального музея музыки, кандидат искусствоведения. Участники Чтений студентки 2 курса Мария Грицаенко и Елена Ракова готовились к беседе с Антониной Сергеевной на занятиях по музыкальной педагогике и психологии в рамках изучения темы, посвященной профессиональному самоопределению. Обучающиеся сделали обзор деятельности Российского национального музея музыки и подготовили несколько уточняющих тему вопросов, некоторые из них были заданы Антонине Сергеевне. Фрагмент из беседы:

Вопрос: пополняется ли коллекция музея современными инструментами? И много ли их вообще?

Ответ: Безусловно, такая практика существует. В современную коллекцию музыкальных инструментов входят различные предметы, в том числе разновидности синтезаторов. Существует практика передачи музыкальных инструментов известными музыкантами-исполнителями в дар музею. Например, в 2022 году, как вы знаете, исполнилось 100 лет российскому джазу. Музей активно поддержал это событие. Была организована большая выставка, на открытии которой известный российский джазовый музыкант Игорь Бутман торжественно подарил свой фирменный, красивый, разноцветный инструмент. В целом о пополнении музейной коллекции можно узнать на сайте музея в постоянно действующем разделе «Новые поступления».

Вопрос: в каком режиме работал музей в годы Великой Отечественной войны, и как удалось сохранить музейные ценности в этот период?

Ответ: в статье Татьяны Валерьевны Гинзбург, старшего научного сотрудника отдела документов и личных архивов музея, рассказывается о работе музея в годы Великой отечественной войны. Пересказать ее невозможно. Можно отметить то, что часть архивов была эвакуирована, а часть оставалась в музее. Оставались работники, которые сохраняли фонды. Более того, фонды пополнялись. На годы войны приходится начало настоящей научной работы, в результате которой позже музей получил статус научной организации. Именно в годы войны началась последовательная работа по исследованию фондов.

Одним из актуальных направлений Чтений является презентация учебно-методических пособий и дидактических материалов, разработанных преподавателями на основе своего педагогического опыта. В 2024 году вниманию слушателей были представлены пособия и авторские разработки Татьяны Красковской (Петрозаводск), Натальи Пороховой (Северодвинск), Надежды Дробышевской (Санкт-Петербург), Ирины Енякиной (Воронеж), Ларисы Зубковой (Москва).

Новым форматам взаимодействия участников образовательного процесса были посвящены доклады Елены Богомоловой и Мирьи Муллонен (Петрозаводск) и коллективная работа преподавателей Забайкальского краевого училища искусств. Представленный в выступлении Наталии Бабковой (Саратов) опыт работы педагога с родителями может быть использован при подготовке студентов к педагогической практике, поскольку этой теме уделяется недостаточное внимание на установочных лекциях для студентов. Также полезным подспорьем в работе начинающего педагога станет Памятка молодому специалисту об актуальной для работы нормативной базе, представленная в докладе Анастасии Шинкаренко (Петрозаводск).

Привлечение внимания студентов и преподавателей к педагогической деятельности, к вопросам взаимосвязи методики и практики в условиях профессиональной среды является важнейшим направлением работы Чтений. Поэтому частью программы конференции уже второй год являются методические сообщения студентов консерватории об итогах обучения по дисциплине «Педагогическая практика». Студенты выступили успешно и содержательно: Надежда Кузнецова (3 курс, кафедра дирижирования) проанализировала свой опыт работы с хоровым коллективом на базе Детской хоровой школы г. Петрозаводска; Елизавета Бокатая (3 курс, кафедра специального фортепиано) поделилась наблюдениями об отличиях в деятельности государственных и частных школ искусств; студенты кафедры музыки финно-угорских народов Ирина Погонялкина, Мария Соловьева и Вера Перминова представили полную картину прохождения педагогической практики от пассивного наблюдения занятий у опытных педагогов – до воплощения творческих проектов в роли преподавателей.

 

Татьяна Красковская

Фото - Юлия Крылова

 


Дата публикации: 25.04.2024