Мастер-классы и творческая встреча с Т. А. Литвиновой

14 марта 2024 года в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова состоялись мастер-классы и творческая встреча с доцентом Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидатом искусствоведения Татьяной Александровной Литвиновой, организатором которых выступила кафедра теории музыки и композиции.

Т.А. Литвинова известна в нашей стране как создатель авторской методики развития тембрового слуха. Данные мероприятия позволили создать комплексное представление, как о феномене тембрового слуха, так и о разнообразных формах его развития.

Татьяна Александровна провела открытые занятия со студентами нескольких специальностей – пианистами, духовиками, вокалистами, музыковедами и композиторами, дирижерами. Для каждого из занятий был подобран художественный материал и формы работы с ним, учитывающие слуховые установки обучающихся по этим специальностям. Акцент на живом звучании (оркестровом, хоровом, органном и т.д.) вызвал живой отклик студентов. Они не только с активностью включались в выполнение предлагаемых заданий, но и с удовольствием делились своими впечатлениями после проведенных занятий. 

Вокалисты, 3 курс: «Мы посмотрели арии их многих опер, где в характеристике каждого героя присутствовали инструменты, являющиеся его лейттембром. Выяснив возможные функции инструментальных тембров в ариях,  мы смогли понять, как звучание инструмента может  повлиять на исполнение вокальной партии. Благодаря Татьяне Александровне мы обогатились важной для вокалистов информацией. Благодарим ее за насыщенный мастер-класс!»

Софья Бурдуковских (фортепиано, 1 курс): «Занятие очень понравилось, так как было интересно проверить возможности своего слуха, поработать в разных тембрах и ключах. Стало понятно, что тембровый слух важен для пианиста вне зависимости от той специализации, которую он в дальнейшем выберет: и для концертирующего исполнителя, и для концертмейстера, и для педагога».

Влада Шевченко (дирижер, 3 курс): «Занятие с Т.А. Литвиновой было немного волнительным, но очень интересным. Мне представлялось, что это будет просто исполнение диктанта и иных форм в разных тембрах, а не привычного фортепиано. На самом же деле акцент делался на понимании фактуры, особенностей тембров, их сочетаний. Полезным оказалась отработка навыка выделения одного голоса из общего звучания фактуры, очень важного для дирижера. В целом, занятие понравилось, было полезным для каждого».

Мастер-классы посетили не только преподаватели консерватории, ведущие сольфеджио, но также педагоги городских музыкальных школ и Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио. Многие из них присутствовали и на творческой встрече с Татьяной Александровной, в ходе которой она рассказала о возможностях применения методики развития тембрового слуха на разных ступенях музыкального образования, продемонстрировала способствующие этому учебные пособия, которые созданы ею за последние годы. И мастер-классы, и творческая встреча вызвали большой интерес и живой отклик.

О.А. Фомина (Петрозаводский музыкальный колледж им. К.Э. Раутио): «Впечатление от знакомства с методикой Татьяны Александровны и ее мастер-классов замечательное. Разнообразный профессионально ориентированный высокохудожественный материал, четкая формулировка заданий для студентов. Закономерно, что они проявили большой интерес к таким заданиям. Развитие тембрового слуха очень полезно для музыканта любой специальности».

С.В. Богомаз (Детская хоровая школа г. Петрозаводска): «Тембровый слух является важной составной частью музыкального слуха в целом. В учебной практике музыкальных школ  в качестве основной формы его развития применяется тембровый диктант. В этом большим подспорьем могут стать учебные пособия, разработанные Татьяной Александровной. В процессе мастер классов были показаны разнообразные формы работы над развитием тембрового слуха, интересные виды заданий, которые с удовольствием выполняли студенты консерватории разных специальностей. Мастер-классы позволили на практике увидеть применение возможных форм развития тембрового слуха. Это необычайно важно для педагога-сольфеджиста».

Мы искренне благодарим Татьяну Александровну за радость профессионального общения и желаем дальнейших профессиональных успехов и открытий!

Фото - Афанасьевой А. Г.

 


Дата публикации: 20.03.2024