Путешествия по юбилейным датам и историческим местам

Путешествия по юбилейным датам и историческим местам

В марте 2024 года состоялась творческая поездка делегации Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова на Псковскую землю. Целью поездки стало заключение Договора о сотрудничестве с Псковским областным колледжем искусств и участие в 50-м Фестивале русской музыки, посвященном М.П. Мусоргскому и Н.А. Римскому-Корсакову. Беседуем с ректором Петрозаводской консерватории Алексеем Александровичем Кубышкиным о результатах поездки и выступлении студенческого симфонического оркестра в Пскове.

Н. П.: Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова и Псковский колледж искусств заключили Договор о сотрудничестве. В настоящее время консерватория имеет около двадцати партнеров. Среди них образовательные организации высшего музыкального образования: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Российская Академия музыки имени Гнесиных, музыкальный вуз Союзного государств – Белорусская государственная академия музыки, детские музыкальные школы Карелии, общественные и другие организации, а также образовательные учреждения Китайской народной республики.

Какие возможности и перспективы имеет сотрудничество Консерватории и Псковского музыкального колледжа?

А. К.: Мы очень дорожим дружбой и связью с Псковским областным колледжем искусств им. Н. А. Римского-Корсакова. Отмечу, что связи колледжа и нашей Консерватории заложены уже давно. Как нас заверила директор колледжа Зинаида Николаевна Иванова – большая часть педагогов – это выпускники нашей консерватории, и конечно, колледж является одним из образовательных учреждений, которые готовят будущих абитуриентов Петрозаводской консерватории.

Мы очень гордимся, что у нас есть такой партнер, и поэтому момент заключения договора хотелось сделать не просто формальным, а торжественно-официальным с освещением в средствах массовой информации.

В день нашего концерта Зинаида Николаевна и её заместитель Зоя Борисовна Королёва провели для нашей делегации экскурсию по колледжу, рассказали о своих победах, проблемах, планах, о состоянии колледжа в целом и рассказали о тех студентах и выпускных курсах, которые могли бы продолжить обучение в Петрозаводской консерватории. Мы обсудили все возможности для дальнейшего сотрудничества и для того, чтобы количество абитуриентов наших учреждений (и не только количество, но и качество!) увеличивалось. Мы готовы обеспечить участие наших педагогов в обмене опытом и проведении мастер-классов для того, чтобы обучающиеся Псковского колледжа смогли увидеть высокий педагогический уровень нашего вуза, который нисколько не ниже уровня столичной консерватории. Наша консерватория обладает уникальным профессорским преподавательским составом, который высокопрофессионально исполняет свои обязанности, несет свою миссию по воспитанию молодых исполнителей и музыковедов.

Помимо этого, хочу отметить один нюанс. Когда выпускники колледжа поступают в столичные вузы, возможность их возвращения в колледж в качестве педагога очень невелика, да и конкуренция в столице гораздо больше, чем в регионах. Если есть желание себя реализовать в профессии, то в регионах сделать это гораздо проще.

Очень хочется надеяться, что подписание договора о сотрудничестве – это новый шаг к нашим взаимоотношениям, который будет полезен как Псковскому колледжу искусств, так и нашей консерватории.

Н. П.: Алексей Александрович, скажите, пожалуйста, насколько представительным был состав делегации от Петрозаводской консерватории?

А. К.: В состав делегации вошли проректор по учебной и воспитательной работе Ольга Владимировна Шмакова и наш декан Евгения Анатольевна Дыга. Важно, что они же являются преподавателями кафедры дирижирования, выпускники, которой работают в Псковском колледже.

Члены делегации обсудили вопросы, связанные с учебным процессом, целевым обучением, культурно-массовой воспитательной деятельностью, с условиями проживания студентов. Мы гордимся общежитием Петрозаводской консерватории, оно – одно из лучших среди музыкальных вузов России.

Н. П.: Псковская земля – древняя, а город впервые упомянут в Повести временных лет. В Средние века на Чудском озере произошло событие, вошедшее в историю как Ледовое побоище. Вы ведь не впервые были во Пскове? Расскажите о ваших впечатлениях от посещения этого исторического места.

А. К.: Да, я был в Пскове три года назад. Это была моя личная семейная поездка. Я был приятно удивлен тем, как меняется город. Мы уже не удивляемся, когда у нас меняется Москва из года в год, понимая, что столица – это лицо государства. Но когда региональные центры меняются в лучшую сторону, это не может не радовать. Какой чистый город, как восстанавливаются эти древнейшие памятники архитектуры! Кроме того, очень впечатляет отсутствие наружной рекламы на центральных проспектах и улицах.

После концерта состоялась беседа с председателем Комитета по культуре Псковской области Ольгой Александровной Тимофеевной. Она заверила, что губернатор города направил большое количество сил для развития внешнего и внутреннего облика города, в том числе и в туристическом плане. Мы прекрасно понимаем, что Псков – это один из старейших и красивейших городов нашей страны.

Н. П.: 16 марта во Пскове стартовал 50-й Фестиваль русской музыки, посвященный М.П. Мусоргскому и Н.А. Римскому-Корсакову.  Губернатор псковской области Михаил Юрьевич Ведерников назвал этот фестиваль «настоящим брендом региона». В России, стране с богатой музыкальной культурой, много разных фестивалей. Чем этот фестиваль привлёк вас?

А. К.: Во-первых, Псков – это родина Модеста Петровича Мусоргского. Город непосредственно связан с личностью и с композиторским творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова. Здесь же находится имение Александра Сергеевича Пушкина. Главный дирижер Псковской филармонии Алексей Анатольевич Репников отметил: «Когда я оказался в Пскове, понял, о чем писал Мусоргский, потому что сама архитектура, живопись, сохранившаяся в этих древнейших храмах, во многом подсказывает и говорит о том, как надо исполнять нашу русскую классическую музыку».

Во-вторых, фестиваль привлекает составом участников. Наш оркестр выступал на одной сцене с оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, Государственной симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, Губернаторским симфоническим оркестром Пскова под руководством Алексея Репникова и многими другими.   Оказаться в одном фестивале с такими прославленными коллективами, с такими выдающимися музыкальными деятелями – это большая радость для нас.

В-третьих, исполнить сочинения Римского-Корсакова на фестивале в день его юбилея – это такое событие, которое останется в памяти всех исполнителей, вышедших в этот вечер на сцену Псковской филармонии.

Н. П.: Фестиваль проходит в рамках национального проекта «Культура», инициированного Президентом России В.В. Путиным. Участвовал ли симфонический оркестр Петрозаводской консерватории в других фестивалях национального проекта? И вообще, насколько далеко пролегают концертные маршруты симфонического оркестра?

А. К.: Национальный проект «Культура» начал работать с 2019 года.  Он, в первую очередь, направлен на развитие культуры малых городов России. В рамках данного проекта у нас есть возможность приезжать в регионы и радовать слушателей, знакомить с новой музыкой.  Это был наш первый опыт участия в рамках нацпроекта. Очень надеемся, что и филармонии других регионов страны будут приглашать наш коллектив.

Все прекрасно понимают, что вывозить коллектив сейчас очень дорого. Мы рады, что в рамках проекта «Культура» есть возможность отправлять на гастроли такой большой состав, как симфонический оркестр.

Для студенческого симфонического оркестра мы выезжаем достаточно часто. В 2024 году посетили Псков, в 2023 – приняли участие в неделе консерваторий в Москве, выступили на легендарной сцене Большого зала консерватории им. П.И. Чайковского, а годом раньше – на сцене Государственной капеллы Санкт-Петербурга.

Н. П.: На фестивале вы представили очень интересную программу. Имена Глазунова и Римского-Корсакова в одной программе всегда будут органичны. С псковской землёй имя Римского-Корсакова тесно связано: его первая опера – это «Псковитянка». Музыкальные иллюстрации Свиридова связаны с именами Глазунова и Римского-Корсакова пушкинской темой.

Такая целостность программы обязана конкретному фестивалю, или при формировании концертных программ для вас важно, чтобы между различными произведениями были смысловые скрепы?

А. К.: Мне кажется, концепция концерта – это уже залог его успеха. Поэтому все произведения, которые мы играли в этот вечер, были связаны друг с другом Псковской землей и отражали юбилейные даты: 180 лет со дня рождения Римского-Корсакова, 225-летний юбилей Пушкина. Несмотря на то, что Римский-Корсаков много писал по Пушкину, мы решили остановится на менее популярном и исполняемом произведении – «Сказка». В основе литературной программы произведения лежит пролог к поэме «Руслан и Людмила». Нам показалось, это будет интересно. И было особенно приятно, когда после выступления коллеги Псковской филармонии отметили, что в день рождения Николая Андреевича мы открыли им нового Римского-Корсакова. Они не были знакомы с этой партитурой.

«Сказка» Римского-Корсакова посвящена Александру Глазунову, которого Римский-Корсаков высоко ценил не только, как своего ученика, но и считал близким другом и соратником. Карельский композитор и профессор нашей консерватории Борис Дмитриевич Напреев поделился знаниями о том, что Римский-Корсаков хотел включить примеры произведений Глазунова в свои знаменитые «Основы оркестровки». Это подчеркивает высокий уровень оркестрового мышления Глазунова.

Первоначально организаторы фестиваля просили нас привезти Шестую симфонию Александра Глазунова: она достаточно редко звучит на концертных площадках. Считаю, что исполнение сочинений этого композитора уже является «личным брендом» нашей консерватории.

Скажу честно, что коллеги были в восторге от гения музыки Глазунова. После первого отделения овации были такие, что мы думали уже заканчивать концерт. Исполнение получило широкий резонанс, к нам подходили в перерыве, чтобы поделиться впечатлениями.

Второе отделение завершалось сочинением Георгия Васильевича Свиридова, воплотившего пушкинскую прозу в музыке. Мы исполнили сюиту «Метель» целиком. Думаю, это сочинение известно не только поклонникам академической музыки, но и тем, кто с ней не связан. Если после первого отделения мы получили огромную волну аплодисментов, то, что уж говорить о втором…

Я очень благодарен всем нашим студентам, которые, несмотря на долгий переезд (14 часов в автобусе!), вышли на сцену и продемонстрировали, как мне кажется, высокий уровень исполнительского мастерства. Он был отмечен даже солистами филармонии.

Н. П.: Алексей Александрович, Вы планируете стать постоянным участником фестиваля русской музыки во Пскове?

А. К.: Пока мы не обсуждали этот вопрос, но, если от организаторов фестиваля поступит такое предложение мы его рассмотрим. Сам факт возможности участия оркестра в таких мероприятиях – это итог нашей ежедневной педагогической работы, ориентированной на концертную деятельность на самых разных площадках страны. Мы надеемся, что такая возможность ещё представится.

Н. П.: Алексей Александрович, можете поделиться ближайшими творческими планами?

А. К.: Да, конечно. 24 апреля состоится замечательный концерт, посвященный 220-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Год выдался богатый на круглые даты. За пульт встанет студент нашей консерватории, мой ученик – Сергей Антонов.

Лично для меня Глинка в музыке, как Пушкин в литературе. Он не просто первый, а один из самых выдающихся русских композиторов. Чем больше тебе становится лет, тем лучше понимаешь его музыку. В Большом концертном зале Петрозаводской консерватории будут исполнены самые известные сочинения композитора: «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Воспоминания о летней ночи в Мадриде», увертюра из оперы «Руслан и Людмила», фрагменты из опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Н. П.: Алексей Александрович, большое спасибо, что нашли время для интервью! Это была очень познавательная беседа. Мы с удовольствием приглашаем всех на концерт «Посвящение М.И. Глинке» 24 апреля в Большой зал консерватории в 19:00!

 

 

беседовала музыковед

Наталия Попова

 


Дата публикации: 23.04.2024