Искусство на все времена: концерт к 85-летию Альфреда Шнитке

25 ноября 2019 года в Большом зале консерватории состоялся концерт, посвященный 85-летию крупнейшего композитора ХХ века Альфреда Гарриевича Шнитке. Камерный оркестр Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова NORD-WEST STUDIUM под управлением Алексея Кубышкина исполнил произведения В. А. Моцарта, Й. Гайдна и А. Шнитке.

Объединение в одном концерте музыки венских классиков и знаковых произведений советского авангардиста было глубоко символичным. Творчество великих австрийских композиторов не раз вдохновляло Шнитке, обладавшего уникальным даром ‒ пребывая в настоящем времени, видеть мир во множестве измерений и создавать новые художественные реальности, в которых смешаны различные исторические эпохи, стили и культуры.

Программа концерта была выстроена логично и безупречно. В первом отделении прозвучали Дивертисмент D-dur, написанный еще совсем юным В. А. Моцартом, и Концерт для фортепиано с оркестром D-dur Й. Гайдна. Камерный оркестр под руководством Алексея Кубышкина и солист Максим Тавриков порадовали слушателей высоким уровнем исполнительского мастерства, продемонстрировав точность интонирования, ансамблевую слаженность и безукоризненное чувство стиля.

Второе отделение открылось знаменитым Concerto Grosso № 1 Шнитке. Мощный энергетический импульс, исходящий от Камерного оркестра, виртуозный артистизм солистов Прасковьи Таниковой, Евгении Лубянцевой и Светланы Художниковой зарядили атмосферу концертного зала острым напряжением, которое не ослабевало до конца сочинения. Исполнители донесли до слушателей все драматические коллизии этого сложного и трагического сочинения, сумев выразить его огромную внутреннюю силу и духовное величие.

Концерт завершился исполнением пьесы «Moz-Art a la Haydn», которая логично объединила всех трех композиторов этого вечера. Шнитке составил свое сочинение из фрагментов музыки Моцарта и Гайдна, придав им новое, непривычное звучание, и, кроме того, воспроизвел театрализованное завершение Прощальной симфонии Гайдна с гаснущими софитами и постепенным уходом музыкантов со сцены, на которой остается лишь дирижер, ритмизуя жестами пустое пространство. Артистический дуэт-поединок скрипачей Прасковьи Таниковой и Владислава Демина отлично уловил карнавальный замысел пьесы, виртуозно обмениваясь умопомрачительными каскадами пиццикато и искаженными кантиленами.

Большой концертный зал консерватории был целиком заполнен, что не могло не радовать, ибо свидетельствовало о живом интересе к современной музыке и непосредственно к исполнительскому коллективу. Нельзя не отметить, что Камерный оркестр консерватории в последнее время демонстрирует значительный профессиональный рост.

Безупречно выстроенная и исполненная программа оставила незабываемое впечатление у слушателей. А музыка трех гениев, вступивших словно бы в диалог друг с другом в этот вечер, позволила на время вырваться из привычной обстановки и заставила поверить в возможность высшей гармонии и красоты в современном мире.

Текст представлен Е. Г. Окуневой

 


Дата публикации: 28.11.2019